Остеопатические техники очень просты, если их изучать не у философов и фантазеров. Остеопатических техник много, но если понимаешь принцип, то их​ нетрудно и освоить. Интерес продолжают вызывать непрямые техники, хотя их кажущаяся простота может вводить в заблуждение. Иногда слышу, что непрямые техники используют очень мягкие захваты, и меня крайне удивляет это утверждение. В конце 90-ых посчастливилось быть на семинаре Виолы Фрайман, где, участвуя в качестве модели, я почувствовал на себе краниальный захват. Захват был жесткий и конкретный. Жесткий захват, а при этом мягкое выполнение техники, вот чем я запомнил тот семинар Виолы. На перекрестке профессиональных дорог мне повезло столкнуться с теми, кто на себе попробовал техники в исполнение господина Сазерленда. Один из его пациентов рассказывал мне о достаточно болезненном захвате, который он с трудом мог терпеть во время сеанса. Я думаю, есть о чем подумать остеопатам энтузиастам бесконтактного лечения.

Периодически я слышу пролетающий свист «важного» принципа непрямых техник​ — это «куда тянет, туда и идти». Сразу в голове начинают бурлить вопросы: «Кто тянет, куда идти, зачем идти, почему тянет, ..?»​
Я бы рискнул упростить непрямые техники на три значимых для меня этапа:
— создание «аккорда мануаль».
— сопровождение «аккорда мануаль»
— окончание техники

Термин «аккорд мануаль» я узнал от французских остеопатов, когда изучал висцеральные техники. «Аккорд мануаль» (захват, собирание) — это​ первый этап непрямых техник, нередко проходит без внимания, особенно при краниальной работе. При его выполнении нет и не может быть агрессии или слабости у​ специалиста. Агрессия вызывает отторжение, а слабость вызывает неуважение, все как в жизни у людей. Слабость еще и коварна тем, что сама провоцирует агрессию, которая является нормальным параметром любой живой системы, что социальной, что тканевой. Захват может быть жестким или может быть очень мягким, главное, чтобы ткани поверили и разрешили​ появлению ​ общения между организмом пациента и руками оператора. «Аккорд мануаль»​ создает избыток потенциальной энергии, передавая силу и ресурс тканям.​ Получив дополнительную энергию, ткани имеют возможность показать, а потом и устранять своего обидчика (первичное остеопатическое повреждение), которое заставляет их к себе приспосабливаться. Очень интересны и два вида реакции уже самого остеопатического повреждения​ на деликатный​ «аккорд мануаль», но об этом позже на семинаре по энергетической остеопатии.

Следующий этап техники — сопровождение (торможение) движения ​ для меня самый трудный и самый ответственный. Именно умение сопровождать, сохранив «аккорд мануаль», и есть мастерство специалиста. Сопровождение — это как игра, где есть соперник и есть команда. Команда из специалиста и организма пациента, где язык общения в каждом конкретном случае свой и неповторимый. Ткани одного пациента общаются на «немецком языке», другие на «чувашском», а третьи обиделись и молчат. Командная работа всегда трудна и не терпит лодырей; нырок вглубь — новый фулькрум,- затормозить — удержать​ — спровоцировать -​ конфликт и атака, и конфликт, и наблюдение, наблюдение, засада, терпение, оценка ресурса и снова атака, атака, атака. Но нет врага и нет просто техники. Сопровождение это постоянная диагностика, извилины не отключить, они должны пыхтеть, как паровоз. Для меня остеопатические техники всегда диагностика, а вся остеопатическая диагностика легко может перейти в технику. На этапе сопровождения внимание должно быть на пределе, нелегко удержать связь между своими руками и своими нейронами, очень нелегко не потерять​ разные и меняющиеся параметры. Раньше обучая фасциальным подходам, я предлагал остеопатам учиться рассеивать внимание во время техники. Теперь же легкая грусть кружится в памяти в назидание за те давние мои глупости​ и за то, что не всем смог донести самый важный принцип остеопатического обучения — не верь учителю, пока твои руки не подтвердили правильность его слов.​

Сохранять «аккорд мануаль»​ бывает легко, а иногда настолько сложно и муторно, что требуется многолетняя практика, как например в случае с ребром. Ребро имеет большую протяжённость, и его пересекает большое количество меридианов. Проблема каждого меридиана может стать причиной ограничения подвижности отдельного участка на ребре. Участок не большой, но уже сам по себе готов​ создать патологический фулькрум всего ребра или других структур. А если на одном ребре таких участков будет несколько? Как быть и что делать?

Использование «аккорда мануаль» позволяет ставить и​ дополнительные цели во время выполнения самой техники. Например, знания о том, что грудина хранит наследственную Ци (Zong Qi), выводит нас на старт «сумасшедших возможностей». Zong Qi не только несет жизнь, но и хранит для потомков «дерьмо», которое наши предки подарили не по злобе, а по незнанию. Именно здесь нам помогут все открытия генетиков и современной западной медицины. Космические возможности работы с семейным и наследственным мусором многих поколений, аж до седьмого колена, уже в ближайшее время сможет войти в арсенал специалистов.


Не пропустить момент окончания техники крайне важная вещь. Я пропускал, и не раз, получал осложнения, потом их исправлял и анализировал. Практик, который искренне хочет помочь человеку, не может работать по протоколам. Каждый пациент — это целая вселенная светил и черных дыр одновременно.​ Именно аккорд мануаль и подскажет, когда техника завершена. Если не доработаешь, то плохо, а если переработаешь, то еще хуже. Организм не любит назойливых и неделикатных. Два параметра при окончании техники должны соединиться, чтобы организм начал процесс самоизлечения. Это качественное изменение «аккорда мануаль»​ и его последующая интеграция в систему организма. Это как новобранец в школе молодого бойца: вначале его должны научить думать по-армейски, а потом еще и поставить в строй на нужное место (интегрировать в новую систему). Маркеров окончания техники может быть много, и для каждого остеопата они будут свои. Я говорю своим студентам, что вы должны сами для себя выбрать тот сигнал, который для вас станет окончанием техники. Для меня — это мощная волна прилива ПДМ, которая выравнивает все шероховатости и подхватывает созданный мною «аккорд мануаль», перезагружает его, как «кубик рубик», и вставит в строй дружной семьи клеток-тканей организма.

P.S.​ Мое описание непрямой техники не полное, обозначены лишь те моменты, на которые я хотел заострить внимание слушателей курса по энергетической остеопатии. Конечно, крайне интересны сами кинетические движения тканей,​ возникающие во время выполнения техники. Также необыкновенно интересны и те превращения потенциальной энергии, которые происходят в рамках 2-го закона термодинамики.​ Но если остановиться на них, то можно написать еще много листов текста, а это утомительно. Удачи вам в изучение непрямых техник.

К.В. Шарапов.

359 Comments

Комментарии